Родилась она 12 января 1967 года в Москве. Её родители были врачами. Отец умер уже давно. Мать, которую зовут Алисой Михайловной, все ещё продолжает работать хирургом. Имя Рената получила в честь родного дяди. Хотя имя татарского дяди, если уж точно, было Ринат.
Отец Ренаты не жил с ними. Дочь вспоминала его, как очень красивого мужчину. И рассказывала что помнит, как она, когда приглашала подруг к себе в дом, вешала при входе что-то из мужского гардероба, кепку или пальто, для того чтобы подружкам казалось, что у неё есть отец.
Мать Ренаты очень любила кино. Она ходила постоянно, не забыв прихватить с собой дочку, на вечерние киносеансы. Тогда эти взрослые фильмы Ренате казались скучными, и мама с собой носила для неё яблоки в пакете. Так, девочкой, сидела в кинотеатре, продолжая кушать яблоки.
В итоге Рената очень полюбила кино, ей прямо-таки передалась мамина киномания. До сих пор, признается она, что может смотреть фильмы день напролет. Она настолько неравнодушна к кино, что вспоминает, как однажды разбила молотком кассету. И случилось это только потому, что скандальный фильм, записанный на ней, показался её невероятно омерзительным.
Рената свои школьные годы вспоминать не любит. Она говорит, что об этом времени у неё воспоминания некой беспросветности, детского одиночества. Она всегда спешила быстрее домой, подальше от учителей и учеников.
Рената читала много и всё подряд. Произведения Гоголя её нравились больше всего. Невероятно любила она листать большую медицинскую энциклопедию, принадлежавшую её маме. Рената вспоминает, что между страниц этой толстой книги как учебное пособие лежали гибкие грампластинки. «Например "Шизофренический бред"… Вот все это я обожала изучать", - говорит Рената.
Учеба во ВГИКе
Решение о поступлении на сценарный факультет было принято в 10 классе. Цели Рената преследовала разнообразные: любовь к кино требовала самовыражения, и она уже тогда начала писать, немаловажным оказалась и близость ВГИКа к дому, где она жила. Литвинова взяла свои, немного необычные рассказы и отнесла их во ВГИК.
Евгений Гаврилович, присутствовавший на экзаменах, оказался в восторге от Ренаты, и она быстро и без проблем была принята с первого раза.
Надо понимать, что на факультете кинематографии сложно увидеть случайных людей, таких как Рената, было явное меньшинство. Зато наблюдалось много детей довольно известных и даже знаменитых родителей. На одном курсе с Литвиновой учились Роман Качанов и Аркадий Высоцкий, который в итоге так и не стал заниматься кино. А вот Качанов известен написанием сценария к фильму «ДМБ».
Кузнецов Исай Константинович (тот самый автор сценария чудесного фильма «Москва-Кассиопея») был одним из руководителей курса, на котором училась Литвинова. Рената с самого начала его восхищала:
- Ее манеры и жестикуляция сначала поражают и кажутся ненатуральными, но на самом деле это вполне естественный способ держаться, присущий именно Ренате. Резкость Литвиновой тоже славилась на факультете, когда была необходима обстоятельная критика, Рената предпочитала уходить от обсуждения со словами: - Было бы что обсуждать. Хотя сейчас сложно найти человека, который более корректен по отношению к работам, которые не только не вызывают чувства восхищения, но провоцируют настоящее раздражение.
Сергей Соловьев познакомился с творчеством Ренаты Литвиновой еще в те времена- он руководил казахской мастерской во ВГИКе.
- Проза Ренаты очень своеобразна, это яркие личности, незабываемые манеры, а уровень мастерства был уже тогда выдающимся. Я пытался подтолкнуть ее к написанию оригинальных произведений для кино.
Несмотря на это, дипломный сценарий Литвиновой был воспринят негативно, ее даже обвинили в неумении говорить по-русски. Он назывался «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» и многое пришлось переписывать.
А вот стажировку Рената проходила уже у Соловьева, в объединении «Круг» и ее сценарий «Нелюбовь» сразу же заинтересовал и даже поразил режиссера. Одними из первых были запущены "Анна Карамазофф" Рустама Хамдамова и та самая "Нелюбовь" Валерия Рубинчика. Так и началась творческая жизнь необычного и талантливого сценариста — Ренаты Литвиновой.
Впервые стала известной
Среди богем в кино, Рената с первого раза произвела огромное впечатление. А ведь там видели многое! Про Ренату уже в начале 90-х стали писать влюблённые в неё журналисты. Хотя, по сути, она ещё ничего не сделала. Собственно говоря, Рената Литвинова - сама по себе личность интересная.
Она стала интересным персонажем, что не стоит путать с популярностью. До популярности Ренате было ещё очень далеко. Пока что она была известна только в узких кругах, среди мастеров искусства и пера.
Ренатой Литвиновой был написан сценарий для фильма "Трактористы - 2". Фильм должен был быть успешным, но честно говоря, оказался неудачным. Хотя Рената Литвинова до сих пор утверждает, что братья Алейниковы. которые его создали, обладают большим талантом.
Юрий Грымов - специалист по созданию клипов, считающий себя законодателем мод, который не пропускает мимо себя ни одну гламурную штучку, где-то увидел и прочёл повесть, написанную Ренатой Литвиновой "Третий Путь". Благодаря этой повести, Грымов нашёл свою дорогу на большие экраны. Свою работу он назвал "Мужские откровения" и удивил всех рекламной компанией, которую он организовал для своей короткометражной картины. Однако фильм оказался неудачным. Может быть, это произошло из-за того, что Грымов собственноручно писал свой сценарий, к тому же добавил несколько собственных сцен. Короче говоря, про его кино забыли быстро, а вот Ренату Литвинову - нет.
В конце 80-х годов режиссёр Кира Муратова прочла в издании "Киносценарии" дипломную работу Ренаты Литвиновой под названием "Принципиальный и жалостливый взгляд". Она была так поражена, что хотела по этой работе снять фильм. Но это не произошло, однако на одном из многочисленных кинофестивалей Кира Муратова познакомилась с Ренатой Литвиновой. - Именно в тот момент, когда происходило наше знакомство,- говорит Литвинова, - начали запускать праздничные салюты, и мы друг друга не слышали. Поэтому решили встретиться в баре. После окончания разговора она сказала, что я ей понравилась. Вспоминаю, меня удивила такая фраза.
Литвинова и кино.
Звонок Киры Муратовой раздался рано утром. Рената, спросонья, смутно поняла, о чем речь: кинопробы, номер телефона, что-то пробормотала в ответ и снова сладко заснула.
Когда Рената, наконец, поднялась, то восприняла случившееся, как сон.
- Надо же, Муратова на пробы пригласила. Но увидев, на столе бумажку с коряво записанным номером телефона, поняла, что это случилось на самом деле.
Пробы оказались неудачными, Литвинова мало соответствовала роли, но Муратова не хотела ее отпускать. Тогда возникла идея о разделении роли на двух человек с одним и тем же текстом. Но Литвинова ее не оценила: «Я в состоянии сама написать слова», таким образом, и родился непонятный персонаж — медсестра с большими странностями и удивительными диалогами.
Ренату Литвинову уже приглашали на съемки, но она считала, что ее образ никак не вяжется с ипостасью актрисы, да и особенного таланта за собой не чувствовала. Однако отказать Кире Муратовой не смогла.
Уже позже Рената написала несколько новелл специально для Муратовой и одно из ее произведений Кира все-таки выбрала. Это была «Офелия, недавно утонувшая», из-за которой многие стали считать Литвинову маньячкой. Муратова сняла фильм «Три истории», в который включила еще два произведения других сценаристов. Именно тогда Литвинова навсегда вписалась в историю кино, громко заявив о себе.
Повесть Литвиновой «Обладать и принадлежать» понравилась режиссеру Валерию Тодоровскому. История про глухую девушку привлекла его внимание, но соавтором для написания сценария он выбрал совсем другого человека, было внесено немало изменений.
Нетронутым остался только образ самой Яи, девушки с нарушением слуха и речи, которую блистательно сыграла Дина Корзун. Фильм «Страна глухих» полюбился зрителям во многом благодаря ее исполнению.
Сама Рената не очень приветствует фильмы и постановки, сделанные по ее произведениям. Сергей Соловьев считает, что Литвинова, как автор, сама должна этим заниматься.
- Сколько раз я предлагал ей сделать самостоятельную работу, приглашал под свою ответственность. Она соглашается, но пока так и не рискнула воплотить в жизнь свои замыслы.
Телевидение
Со временем зрители все чаще могли увидеть Ренату Литвинову на экране своего телевизора. Практически все телевизионщики были уверенны в том, что если на экране телевизора будет что-то говорить Рената, то зрители канал точно не переключат. Кое-кто будет ругать эту непревзойденную блондинку, но все же канал не переключит.
Леонид Парфенов затевал длинный проект по сверх новейшей истории. Этот проект должен был пройти на НТВ. Ренату Литвинову пригласили поучаствовать в этой затее. Она была одним из главных комментаторов. В данном проекте наша героиня была единственной женщиной. Она постоянно выглядела очень эффектно, тем более, что на ее фоне постоянно находились лысые мужики вроде Караганова и Гайдара. Но, все же, многим журналистам не понравилась такая роль Ренаты. Они считали, что Литвинова выглядит слишком комично. Также было много зрителей, которым не очень нравилась манера интонации и ломкая пластика нашей героини.
Реклама
В то время практически у всех были большие проблемы с деньгами. И Рената – это не исключение. Это заставило ее сниматься в рекламе. Литвинова рекламировала даже колготки.
Первый ее рекламный опыт состоялся еще в далеком девятом классе. Тогда ее ангельская внешность идеально сочеталась с драгоценностями. Именно их наша героиня и рекламировала. Первый гонорар Ренаты был в размере 20-ти рублей. По истечению кое-какого времени Литвинова чисто случайно попала на просмотр в Дом моделей на Кузнецком мосту. Туда Ренату привела ее подружка. Тогда еще никому не известная девушка решала испробовать свои силы. Интересно то, что у нее это получилось. Литвинову приняли, но она отказалась. Связано это с тем, что Литвинова на тот момент уже поступила в ВГИК.
Эпизод с показами припомнил Тимофеевский. - Я переодевался с ними в одной комнате. – У Ренаты были очень красивые формы. – На ее фоне все формы остальных моделей были некрасивыми.
"Граница. Таежный роман"
Настоящую славу и известность Ренате Литвиновой принесла роль гарнизонной медсестры в киноромане «Граница. Таежный роман». Но, со слов Александра Митты, известно, что роль медсестры не была написана специально под Литвинову, на нее проходили пробы многие актрисы.
Александр Митта не мог не нарадоваться работой актрисы, она в рабочем процессе вела себя очень хорошо, слушала режиссера. Позже Митта говорил – «Я не буду снимать кино без участия Ренаты. Она может стать звездой международной». В начале лета 2002 года актриса Литвинова за хорошую роль в киносериале «Граница. Таежный роман» удостоена Государственной премии.
Бытует мнение, что Рената во многих картинах играет саму себя. На это известный Соловьев сказал – «Сильная женщина. Рената имеет свою тайну и однозначно, она ее не намерена раскрывать в чужих фильмах. Она в картинах раскрывает свою личность, свое виденье образа. Роль своих героинь Литвинова показывает грамотно, дозировано, не позволяя ничего вольного."