Помимо весьма безобидного и простого юмора, присущего всем кинокомедиям – от самых корректных детских и семейных, до черных, в которых нередко присутствуют элементы трэша, существуют куда более глубокие смешные сюжеты. Они высмеивают различные социальные или политические явления, причем художественные приёмы могут быть самыми разными – от сарказма и иронии - до утрированного гротеска или же банальной пародии. Это и есть сатира в кино, которая одновременно и стоит в одном ряду со всеми смешными фильмами, и одновременно выделяется несколько более серьёзными мотивами и идеями. В онлайн кинотеатре KinoGo смотреть фильмы описанные ниже можно бесплатно.
Эволюция жанра
Сатира, основоположниками которой были еще древнеримские поэты Гораций, Ювенал и Персий, а также древнегреческий комедиограф Аристофан, заметно преобразилась за более чем две тысячи лет, найдя своё воплощение в кинематографе, как только последний достиг воистину всенародной массовости. Среди самых первых кинолент, которые можно отнести к данному жанру, стоит упомянуть:
- Советская кинолента «Дом на Трубной» 1928-го года, рассказывающая о мелкой московской буржуазии в разгар НЭП.
- Немой японский 91-минутный фильм «Родиться-то я родился, но...» 1932-го года, также известный под названием «Дети Токио», сюжет которого рассказывает о простом офисном клерке и его двух сыновьях. Главные герои переезжают из глубинки в Токио и в полной мере ощущают японское социальное неравенство того времени.
- «Великий диктатор» 1940-го года с гениальным Чарли Чаплином в главной роли. Великий комик в этой картине изображает диктатора Аденоида.
Японский фильм "Родиться-то я родился, но..." в сатирической форме явил все социальные неравенства того времени
20-й век в истории – эпоха сомнений и множества кризисов. Неудивительно, что сатира набирала всё большую популярность с каждым годом – творческие личности, которые создавали кинокартины на этом поприще, всё чаще хотели выразить свой протест национальным или глобальным проблемам, в которых виновными можно считать «сильных мира сего». В этом жанре трудились многие гении кинематографа, не только лишь люди, ограниченные в своем творчестве социальной комедией. Яркие тому примеры: остросюжетный комичный триллер о Карибском кризисе «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» Стэнли Кубрика или сатирический британский ситком «Чёрная Гадюка» с Роуэном Аткинсоном в главной роли.
Мультипликационный сериал Симпсоны известен своей социальной сатирой
В современных фильмах данного жанра авторы обычно намного более свободно выражают свою насмешку над теми или иными событиями или общественными явлениями. Дело даже не столько в цензуре, которая в большинстве стран заметно ослабла в 21-м веке, но и в «нравах нового мира».