Сверхновая волна российского кино — Урбореализм

10.02.2015

За 2010-2012 годы в России произошли значительные события в киноиндустрии. Это относится, в первую очередь, к почти одновременной премьере фильмов, имея в виду зрительский и авторский аспекты в их создании.

Помимо этого, их появление всколыхнуло в обществе значительный резонанс новизной и самобытностью. Это фильмы «Шапито-шоу», «Как раки» и «Простые вещи», которые вышедшие на экраны несколько раньше первого — в 2007 году. Киноленты выделились яркостью и стали кинознамением.

Урбореализм

После выхода на экраны киноленты «Упражнения в прекрасном», критики заговорили о «волне» в отечественной киноиндустрии. Это направление они окрестили «урбореализмом», что буквально значить городской реализм или, говоря проще, фильм о жизни в городе в духе реализма. Вопреки тому, что события картины разворачиваются в провинции, она, тем не менее, типична для урбореалистического направления.

В картине Шамирова можно в изобилии увидеть привычные детали и ситуации, с которыми зрители так или иначе сталкивались в реальной жизни. К примеру, в одном из эпизодов перед ними предстал Казанский вокзал, купе поезда, размещение героев в гостинице, поездка на междугороднем автобусе — абсолютно привычные атрибуты нынешнего времени и то, что сближает персонажей и зрительскую аудиторию.

Перемены в киноиндустрии

Мейнстрим» по существу ассоциируется у любителей кинематографа с блокбастерами «фабрики грез». Для более глубокого понимания нового жанра следует вспомнить атмосферу прошлых лет. В 1993 году проблематичным было удовлетворить тягу зрителей к «просто хорошему кино». Так вот, этому простому определению не соответствует ни одна видеокассета, которую можно было тогда купить. В то же время, под словами «простого хорошего кино» в советское время понимали комедии из жизни современников той эпохи, мелодрамы и драмы.

Тем не менее, с какого-то момента понятие «старинной драмы и мелодрамы» разделилось и такие фильмы, как «Дело было в Пенькове» или «Смятенные чувства», стали именоваться авторскими, чего никто не мог себе вообразить ранее. Сегодня для киноманов все фильмы замысловатее «Титаник 3D» считают авторскими. Все больше зрителей под термином «мейнстрима» понимают голливудские фильмы, основанные на типичных жанрах, таких как ужасы, фантастика, комедии, мультики, боевики, комедии для молодежи, фильмы военной тематики и прочее. Подобные жанры можно смело воспринимать как фабрику по штамповке стандартных деталей.